Мой сайт
Понедельник, 07.10.2024, 21:21
Приветствую Вас Гость | RSS
Главная | | Регистрация | Вход
Меню сайта

Наш опрос
Оцените мой сайт
Всего ответов: 1

Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0

Главная » 2014 » Май » 23 » Дарзиньш маргер. 26 июля родились...
01:44

Дарзиньш маргер. 26 июля родились...





дарзиньш маргер

26 июля родились...

Пятница, 26 Июля 2013 г. 06:27 + в цитатник
 (458x699, 248Kb)
1856
Джордж Бернард Шоу (George Bernard Shaw)
ирландский драматург, философ и прозаик, выдающийся критик своего времени и самый прославленный – после Шекспира – драматург, писавший на английском языке. Родился в Дублине. Его отец, потерпев крах в бизнесе, пристрастился к алкоголю; мать, разочаровавшись в супружестве, увлеклась пением. Шоу ничему не научился в школах, которые посещал, но многое почерпнул из книг Ч.Диккенса, У.Шекспира, Д.Беньяна, Библии, арабских сказок Тысяча и одна ночь, а также слушая оперы и оратории, в которых пела мать, и созерцая картины в Ирландской национальной галерее. В пятнадцатилетнем возрасте Шоу устроился клерком в фирму по продаже земельных участков. Спустя год он стал кассиром и занимал эту должность в течении четырех лет. Не в силах превозмочь отвращение к такой работе, он в двадцатилетнем возрасте уехал в Лондон к матери, которая после развода с мужем зарабатывала на жизнь уроками пения. Шоу уже в молодости решил зарабатывать на жизнь литературным трудом, и хотя рассылаемые статьи возвращались к нему с удручающей регулярностью, он продолжал осаждать редакции. Только одну его статью приняли к печати, заплатив автору пятнадцать шиллингов, – и это было все, что Шоу заработал пером за девять лет. За эти годы он написал пять романов, которые отвергли все английские издательства. В 1884 Шоу вступил в Фабианское общество и вскоре стал одним из самых блестящих его ораторов. Одновременно он совершенствовал свое образование в читальном зале Британского музея, где познакомился с писателем У.Арчером (1856–1924), который приобщил его к журналистике. Поработав какое-то время внештатным корреспондентом, Шоу получил место музыкального критика в одной из вечерних газет. После шести лет, отданных музыкальному рецензированию, Шоу в течение трех с половиной лет работал театральным критиком в «Сатердей ривью». За это время он выпустил книги об Х.Ибсене и Р.Вагнере. Он писал также пьесы (сборник Пьесы приятные и неприятные – Plays: Pleasant and Unpleasant, 1898). Одна из них, Профессия миссис Уоррен (Mrs. Warren's Profession, впервые поставлена в 1902), была запрещена цензурой; другая, Поживем – увидим (You Never Can Tell, 1895) после нескольких репетиций была отклонена; третью, Оружие и человек (Arms and the Man, 1894), вообще никто не понял. Помимо названных в сборник вошли пьесы Кандида (Candida, 1895), Избранник судьбы (The Man of Destiny, 1897), Дом вдовца (Widower's Houses, 1892) и Сердцеед (The Philanderer, 1893). Поставленный в Америке Р.Мансфилдом Ученик дьявола (The Devil's Disciple, 1897) – первая пьеса Шоу, имевшая кассовый успех. Шоу писал пьесы, рецензии, выступал как уличный оратор, пропагандируя социалистические идеи, и, кроме того, был членом муниципального совета округа Сент-Панкрас, где он жил. Такие перегрузки привели к резкому ухудшению здоровья, и если бы не забота и уход Шарлотты Пейн-Таунзенд, на которой он женился в 1898, дело могло бы кончиться плохо. Во время затянувшейся болезни Шоу написал пьесы Цезаря и Клеопатру (Caesar and Cleopatra, 1899) и Обращение капитана Брасбаунда (Captain Brassbound's Conversion, 1900), которое сам писатель называл «религиозным трактатом». В 1901 Ученик дьявола, Цезарь и Клеопатра и Обращение капитана Брасбаунда были опубликованы в сборнике Три пьесы для пуритан (Three Plays for Puritans). В Цезаре и Клеопатре – первой пьесе Шоу, где действуют реальные исторические личности, – традиционное представление о герое и героине изменено до неузнаваемости. Не преуспев на стезе коммерческого театра, Шоу решил сделать драму проводником своей философии, опубликовав в 1903 пьесу Человек и сверхчеловек (Man and Superman). Однако уже в следующем году пришел его час. Молодой актер Х.Грэнвил-Баркер (1877–1946) вместе с предпринимателем Дж.Э.Ведренном принял руководство лондонским театром «Корт» и открыл сезон, успех которого обеспечили старые и новые пьесы Шоу – Кандида, Поживем – увидим, Другой остров Джона Булля (John Bull's Other Island, 1904), Человек и сверхчеловек, Майор Барбара (Major Barbara, 1905) и Врач перед дилеммой (The Doctor's Dilemma, 1906).
Stamp_of_USSR_1949 (507x700, 193Kb)
Почтовая марка СССР, 1956 год.
Теперь Шоу решил писать пьесы, целиком лишенные действия. Первая из этих пьес-дискуссий, Женитьба (Getting Married, 1908), имела некоторый успех среди интеллектуалов, вторая, Мезальянс (Misalliance, 1910), оказалась трудноватой и для них. Сдавшись, Шоу написал откровенно кассовую безделицу – Первую пьесу Фанни (Fanny's First Play, 1911), которая в течение почти двух лет шла на сцене небольшого театра. Затем, словно отыгрываясь за эту уступку вкусу толпы, Шоу создал подлинный шедевр – Андрокла и льва (Androcles and the Lion, 1913), за которым последовала пьеса Пигмалион (Pygmalion, 1914), поставленная Г.Бирбомом-Три в «Театре Его Величества» с Патрик Кэмпбелл в роли Элизы Дулиттл. Во время Первой мировой войны Шоу был исключительно непопулярной фигурой. Пресса, публика, коллеги осыпали его оскорблениями, а он между тем невозмутимо закончил пьесу Дом, где разбиваются сердца (Heartbreak House, 1921) и готовил свой завет человеческому роду – Назад, к Мафусаилу (Back to Methuselah, 1923), где облек в драматургическую форму свои эволюционистские идеи. В 1924 слава возвратилась к писателю, он обрел мировое признание драмой Святая Иоанна (Saint Joan). В глазах Шоу Жанна д'Арк – провозвестница протестантизма и национализма, и потому вполне закономерен приговор, вынесенный ей средневековой церковью и феодальной системой. В 1925 Шоу была присуждена Нобелевская премия по литературе, от получения которой он отказался. Последней пьесой, принесшей Шоу успех, стала Тележка с яблоками (The Apple Cart, 1929), открывшая Малвернский фестиваль в честь драматурга. В годы, когда большинству людей было не до путешествий, Шоу посетил США, СССР, Южную Африку, Индию, Новую Зеландию. В Москве, куда Шоу прибыл с леди Астор, он беседовал со Сталиным. Когда к власти пришла лейбористская партия, для которой драматург сделал так много, ему предложили дворянство и титул пэра, но он от всего отказывался. В возрасте девяноста лет писатель все же согласился стать почетным гражданином Дублина и лондонского округа Сент-Панкрас, где он жил в молодые годы. Жена Шоу скончалась в 1943. Оставшиеся годы писатель провел в уединении в Эйот-Сент-Лоренсе (графство Хертфордшир), где в возрасте девяноста двух лет закончил свою последнюю пьесу Миллиарды Байанта (Buoyant Billions, 1949). До конца дней писатель сохранял ясность ума. Умер Шоу в Эйот-Сент-Лоренсе 2 ноября 1950 года. Драматургия :«Пьесы неприятные» (Plays Unpleasant, опубликованы в 1898 году); «Дома вдовца» (Widower’s Houses, 1885—1892); «Сердцеед» (The Philanderer, 1893); «Профессия миссис Уоррен» (Mrs Warren’s Profession, 1893—1894); «Пьесы приятные» (Plays Pleasant, опубликованы в 1898 году); «Оружие и человек» (англ.)русск. («Arms and the Man», 1894); «Кандида» (Candida, 1894—1895); «Избранник судьбы» (The Man of Destiny, 1895); «Поживем — увидим» (You Never Can Tell, 1895—1896); «Три пьесы для пуритан» (Three Plays for Puritans); «Ученик дьявола» (The Devil’s Disciple, 1896—1897); «Цезарь и Клеопатра» (Caesar and Cleopatra, 1898); «Обращение капитана Брасбаунда» (Captain Brassbound’s Conversion, 1899); «Великолепный Бэшвил, или Невознаграждённое постоянство» (The Admirable Bashville; or, Constancy Unrewarded, 1901); «Воскресный день среди холмов Суррея» (1888); «Человек и сверхчеловек» (англ.)русск. («Man and Superman», 1901—1903); «Другой остров Джона Булля» (John Bull’s Other Island, 1904); «Как он лгал её мужу» (How He Lied to Her Husband, 1904); «Майор Барбара» (Major Barbara, 1906); «Врач перед дилеммой» (The Doctor’s Dilemma, 1906); «Интерлюдия в театре» (The Interlude at the Playhouse, 1907); «Вступление в брак» (Getting Married, 1908); «Разоблачение Бланко Поснета» (The Shewing-Up of Blanco Posnet, 1909); «Дурачества и безделки» (Trifles and tomfooleries); «Страсть, яд, окаменение, или роковой газоген» (Passion, Poison and Petrifaction; or, the Fatal Gasogene, 1905); «Газетные вырезки» (Press Cuttings, 1909); «Очаровательный найденыш» (The Fascinating Foundling, 1909); «Немного реальности» (The Glimps of Reality, 1909); «Неравный брак» (Misalliance, 1910); «Смуглая леди сонетов» (The Dark Lady of the Sonnets, 1910); «Первая пьеса Фанни» (Fanny’s First Play, 1911); «Андрокл и лев» (Androcles and the Lion, 1912); «Охваченные страстью» (Overruled, 1912); «Пигмалион» (Pygmalion, 1912—1913); «Великая Екатерина» (Great Catherine, 1913); «Лечение музыкой» (The Music-cure, 1913); «О’Флаэрти, кавалер ордена Виктории» (O’Flaherty, V.C.,); «Инка Перусалемский» (The Inca of Perusalem, 1916); «Огастес выполняет свой долг» (Augustus Does His Bit, 1916); «Аннаянска, сумасбродная великая княжна» (Annajanska, the Wild Grand Duchess, 1917); «Дом, где разбиваются сердца» (Heartbreak House, 1913—1919). «Назад к Мафусаилу» (Back to Methuselah, 1918—1920): Часть I. «В начале» (In the Beginning); Часть II. «Евангелие от братьев Барнабас» (The Gospel of the Brothers Barnabas); Часть III. «Свершилось!» (The Thing Happens); Часть IV. «Трагедия пожилого джентльмена» (Tragedy of an Elderly Gentleman); Часть V. «У предела мысли» (As Far as Thought Can Reach). «Святая Жанна» (Saint Joan, 1923); «Тележка с яблоками» (The Apple Cart, 1929); «Горько, но правда» (Too True To Be Good, 1931); «Сватовство по-деревенски» (Village Wooing, 1933); «На мели» (On The Rocks, 1933); «Шестеро из Кале» (The Six of Calais, 1934); «Простачок с нежданных островов» (The Simpleton of The Unexpected Isles, 1934); «Миллионерша» (The Millionairess, 1935); «Новое окончание „Цимбелина“» (Cymbeline Refinished, 1937); «Женева» (Geneva, 1938); «Золотые дни доброго короля Карла» (In Good King Charles’s Golden Days, 1939); «Миллиарды Байанта» (Buoyant Billions, 1948); «Притчи о далеком будущем» (Farfetched Fables, 1948); «Шекс против Шо» (Shakes versus Shav, 1949); «Почему она не пожелала» (Why She Would Not, 1950).

Edward_Mandell_House (447x700, 111Kb)
1858
Эдуард Манделл Хауз (Edward Mandell House)
американский дипломат; ближайший советник президента Т.В.Вильсона. Родился в Хьюстоне, штат Техас. Оказывал значительное влияние на разработку и осуществление внешней политики США. Сыграл активную роль в вовлечении США (в 1917) в 1-ю мировую войну 1914-1918 гг. на стороне Антанты. Был членом американской делегации на Парижской мирной конференции 1919-1920 гг.; здесь наметились его разногласия с Вильсоном, что привело к разрыву между ними. После 1920 г. занялся литературной деятельностью. Умер в Нью-Йорке 28 марта 1938 года. Сочинения в русском переводе: Архив полковника Хауза, тома 1—4, Москва, 1937—1944.

 (502x699, 69Kb)
1861
Важа Пшавела (грузинское имя - - — «сын из пшавов»; псевдоним Луки Павловича Разикашвили, )
известный грузинский писатель и поэт XIX века, признанный классик грузинской литературы, старший брат Бачаны Разикашвили. Согласно легенде, подтверждаемой Павлом Разикашвили, отцом писателя, среди основоположников их рода были мохевцы. По мнению большинства исследователей, предок Важи был изгнан из своей деревни за какую-то провинность. Дальний предок Важи, Имеда, был близок к царю Ираклию II; кроме того, его имя упоминалось судьёй из Пшави на заседании 17 июля 1750 года. Предполагают, что фамилия Разикашвили появилась в 1840-1850-х годах — впервые она встречается в церковных записях 1850 года. Первый представитель фамилии, Имеда Разикашвили, был прославленным воином и отличался храбростью. Один из его сыновей, Беро, считался защитником деревни, но был крайне гордым: известно, что он отрезал правую руку у некоего Пилашвили только за то, что тот дотронулся до платья его жены. Одним из детей Беро был отец Важи, Павел Разикашвили. Лука Разикашвили родился в деревне Чаргали (Восточная Грузия), в семье священника. Воспитывался среди горцев: пшавов и хевсуров. Когда мальчику исполнилось десять лет, родители отдали его в Телавское духовное училище. В шестнадцать лет юноша стал учиться в двухклассном гражданском училище при Тифлисском учительском институте. В 1879 году Лука поступил в учительскую семинарию города Гори, где сблизился с кружком грузинских народников, руководителем которого был Михаил Кипиани. Однако вскоре он порывает связь с народниками из-за несоответствия идей кружка и его собственных. По окончании семинарии Л.Разикашвили был назначен учителем в Эрцо, но по прошествии короткого времени он был вынужден оставить службу из-за доноса. В течение последующих лет жизни обычным занятием для него стало земледелие; нередко ему приходилось пасти овец в горах. Первые литературные опыты будущего классика грузинской литературы Важи Пшавелы (такой псевдоним выбрал Л.П.Разикашвили) состоялись в 1881 году. В 1883 году Важа уехал в Санкт-Петербург, чтобы получить высшее образование, однако у него, как у окончившего семинарию, не было права на зачисление в университет. Поэтому поэт стал вольнослушателем юридического факультета, но в 1884 году из-за материальных затруднений он был вынужден вернуться на родину. После возвращения из Санкт-Петербурга писатель пытался поступить на государственную службу, однако в конце концов стал учителем в семье князя Амилахвари. В Отарашени Важа влюбился в молодую вдову Екатерину Небиеридзе и вскоре женился на ней. С 1896 года Важа Пшавела служил учителем в селе Тонети (недалеко от Манглиси). В апреле 1915 года писатель приехал в Тифлис для лечения, но 10 июля 1915 года он умер вследствие тяжёлого воспаления лёгких.
Vazha-Pshavela_museum,_Chargali (700x466, 439Kb)
Мемориал Важа-Пшавела в Чаргали.
В своих лучших эпических произведениях Важа Пшавела ставил проблемы взаимоотношения человека и общества, человека и природы; решал проблемы любви и долга перед народом... Как певец родной природы Важа Пшавела не имеет себе равных в грузинской поэзии. Пейзаж его полон движения и внутренних конфликтов. Язык насыщен всеми богатствами народного языка, и вместе с тем это безукоризненно точный литературный язык. Начало литературной деятельности Важи Пшавелы относится к 1881 году. Основной мотив его творчества — социально-этнографический: живя обыденной жизнью и традициями горцев, Важа Пшавела в своих поэмах воспроизводил характерные черты их быта, разнообразные обычаи (например, цацлоба), идейные устремления («Гоготур и Апшина», «Стумар-Маспиндзели» и другие произведения). При этом Важа Пшавела наиболее рельефно отразил назревающую коллизию между новым и старым укладом, между добивающейся самостоятельности отдельной личностью и общинной «правдой». Его творчеству свойственно одухотворение природы, резко выраженный антропоморфизм. Антропоморфические образы поэта даны в тонах самобытной реалистической символики, далёкой от абстрактно-метафизических построений. Творчество поэта, сознающего своё бессилие в настоящем, проникнуто романтической меланхолией. Кроме того, оно касается проблемы зависимости проявления личных дарований от социальной среды (образ Миндиа из поэмы «Гвелис Мчамели» («Поедающий змей», «Змееед»)). Художественные произведения Важи Пшавелы написаны на литературном грузинском языке, но в его поэмах и стихотворениях сохранён местный диалект и возвышенный лирический тон, свойственный народной поэзии пшавов и хевсуров. Творческое наследие одного из классиков грузинской литературы Важи Пшавелы представлено тридцатью шестью поэмами, а также стихотворениями (около четырёхсот), пьесами, рассказами и статьями. Лейтмотивом творчества В.Пшавелы стали испытания, выпавшие на долю Грузии. В одном из своих самых известных стихов Важа сравнил Грузию с раненым орлом. Его поэзия переводилась на русский язык Борисом Пастернаком, Мариной Цветаевой, Осипом Мандельштамом, Николаем Заболоцким. Современные режиссёры ставят спектакли и снимают художественные фильмы по его произведениям. Поэмы: «Гоготур и Апшина» (1886) — переводы О.Мандельштама и М.Цветаевой; «Рассказ старика» (1886); «Алуда Кетелаури» (1888); «Бахтриони» (1892); «Гость и хозяин» (1893); «3мееед» (1901); «Этери» — перевод М.Цветаевой. Избранные стихотворения: «Раненый барс» (1890) — перевод М.Цветаевой; «Письмо пшава-солдата матери» (1915). Пьесы: «Отверженный» (1894). Издания произведений на русском языке (переводы): Важа Пшавела. Избранные сочинения. — Тбилиси, 1939. — 500 страниц; Важа Пшавела. Поэмы. — Москва, 1947; Важа Пшавела. Стихотворения и поэмы. — 2-е издание. — Ленинград, 1947; Важа Пшавела. Сочинения. — Москва, 1958. — Тома 1-2; Важа Пшавела. Избранные произведения. — Тбилиси, 1961. — Тома 1-2. Экранизации произведений: «Свадьба соек» (мультфильм), 1957; «Полуцыплёнок» (мультфильм), 1962; «Мольба» (фильм), 1967, режиссёр Тенгиз Абуладзе; «Юбилей соловья» (мультфильм), 1978; «Свадьба соек» (фильм), 1984, режиссёр Евгений Гинзбург. Литература: Лебедева В. // «Вестник иностранной литературы». — 1899. — № 3; Надирадзе И. // Сборник, посвящённый А. Н.Веселовскому. — Москва, 1914; Хаханов А.С. // Газета «Курьер»; Leist A.[en] Georgische Dichter. — Dresden — Lpz., 1900; Хаханов А. История грузинской словесности, вып. IV. — Москва, 1907; Мандельштам О. Кое-что о грузинском искусстве. — Москва, 1922. — № 2; Капанели К. Грузинская литература. — Тифлис, 1926; Лундберг Е., Гогоберидзе Е. Важа Пшавела. — 3-е издание. — Тбилиси, 1959; Гольцев В. Грузинские писатели XIX в. // Статьи и очерки. — Москва, 1958; Барамидзе А., Радиан Ш., Жгенти В. История грузинской литературы. Краткий очерк. — Москва, 1958; Джибладзе Г. Важа Пшавела (1861—1915). — Тбилиси, 1961; Натадзе Н. Важа Пшавела. — Тбилиси, 1966.

 (460x698, 121Kb)
1863
Павел Иванович Вальден (Пауль Вальден; латышское имя - Pauls Valdens; немецкое имя - Paul Walden)
русский, латвийский, затем немецкий химик, профессор Рижского Политехнического института (1894—1918), ординарный академик Санкт-Петербургской Академии Наук (с 1910), иностранный почётный член Академии Наук СССР (1927). Труды по электрох74289713/like-if-youre-on-this-team-lordemusic">GIFs during last night

Просмотров: 543 | Добавил: sumpen | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Форма входа

Поиск

Календарь
«  Май 2014  »
ПнВтСрЧтПтСбВс
   1234
567891011
12131415161718
19202122232425
262728293031

Архив записей

Друзья сайта
  • Официальный блог
  • Сообщество uCoz
  • FAQ по системе
  • Инструкции для uCoz

  • Copyright MyCorp © 2024
    Бесплатный конструктор сайтов - uCoz