Образовательный проект «Дети и шахматы»
«Шахматы – нечто большее, чем просто игра. Это интеллектуальное времяпрепровождение, в котором есть определённые художественные свойства и много элементов научного. Для умственной работы шахматы значат то же, что спорт для физического совершенствования: приятный путь упражнения и развития отдельных свойств человеческой натуры…»
Рауль Капабланка.
Цель проекта. Создание у детей мотивации к занятиям физической культурой и спортом, ознакомление со спортивными достижениями страны, высокими личными достижениями людей, приумноживших спортивную славу России.
Задачи.
- Познакомить детей с разными видами спорта;
- Формировать положительную мотивацию к занятиям спортом, здоровому образу жизни;
- Воспитывать чувства патриотизма и интернационализма;
- Расширять кругозора в вопросах спортивной жизни страны;
- Формировать интерес к определенному виду спорта – шахматам.
Актуальность проекта.
Шахматы – это вид спорта, который помогает расширить круг общения детей старшего дошкольного возраста, предоставляет им возможность самовыражения, способствует развитию логики, мышления, концентрации внимания, воспитанию воли. Экспериментально подтверждено, что у детей, вовлеченных в волшебный мир шахмат в раннем возрасте, лучшая успеваемость в школе, особенно по точным наукам. Мы предполагаем, что организация занятий шахматами в детском саду позволит решить комплекс задач по формированию у детей интереса к определенному виду спорта – шахматам.
Реализация проекта.
1 этап – организация взаимодействия с родителями воспитанников, воспитателями, учреждениями физкультуры и спорта города, района, с целью организации встреч со знаменитыми спортсменами или ветеранами спорта; вовлечение родителей, воспитанников, педагогов в проектную деятельность; создание интереса у педагогов ДОУ и социальных партнеров к реализации проекта «Детский сад и спорт».
2 этап – проведение встреч со знаменитым спортсменом; посещение спортивных мероприятий; интеграция организованно-образовательной деятельности; формирование у детей практических знаний, умений, навыков.
3 этап – подведение итогов реализации проекта; обмен лучшими видео- и фотоматериалами из опыта встреч со спортсменами через информационные ресурсы Ассоциации педагогов дошкольного образования города Москвы для пополнения методической библиотеки каждого детского сада материалами о различных видах спорта.
Участники проекта. Дети старшей и подготовительной групп, родители, педагоги, мастер спорта по шахматам Зоя Арнацкая.
Продолжительность проекта: среднесрочный (декабрь 2011 – июнь 2012).
Области интеграции
Познание
- развитие познавательной деятельности;
- развитие представлений о предметном окружении;
- сенсорное развитие;
- расширение кругозора детей.
Коммуникация
- развитие всех компонентов устной речи в различных формах и видах деятельности;
- пополнение словарного запаса на основе полученных знаний;
- развитие свободного общения со взрослыми и детьми.
Социализация
- патриотическое воспитание;
- приобщение к элементарным общепринятым нормам и правилам взаимоотношения со сверстниками и взрослыми;
- развитие игровой деятельности.
Чтение художественной литературы
- ознакомление с литературой, энциклопедическими статьями на соответствующую тематику;
- разучивание стихов про шахматные фигуры;
- инсценировка и игры-драматизации по мотивам прочитанных сказок про шахматы.
Художественное
творчество
- учить в рисовании, лепке, аппликации изображать шахматные фигуры, придавая им образную выразительность
Здоровье
- сохранение и укрепление физического и психического здоровья
- воспитание культурно-гигиенических навыков
- создание условий для формирования правильной осанки
Музыка
- развитие музыкально-художественной деятельности (разучивание песен к шахматному представлению)
Труд
- воспитание ценностного отношения к собственному труду и труду других людей
- побуждать к самостоятельному выполнению трудовых поручений
План мероприятий по реализации проекта
Форма организации
Участники
Сроки проведения
Место проведения
1 ЭТАП - ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ
Организация встреч со знаменитым спортсменом
Педагоги, дети родители
декабрь
-
Определение проблемы, цели, содержание деятельности
Педагоги, дети родители
декабрь
детский сад № 1889
Участие в подготовке мероприятий по достижению целей и задач
Педагоги, дети родители
январь
детский сад № 1889
2 ЭТАП - ОСНОВНОЙ
Сбор информации о шахматах, изучение книг и энциклопедий
Педагоги, дети родители
январь
детский сад № 1889,
семья
Встреча с мастером спорта
по шахматам Зоей Арнацкой
Педагоги, дети
февраль
детский сад № 1889
Обучение детей игре в шахматы
Дети
Январь-май
детский сад № 1889
Экскурсия на международный турнир «MoscowOpen»
Дети, родители
Февраль
РГСУ
Ручной труд: вырезание шахматных фигур
Дети
Февраль
детский сад № 1889
Художественное творчество: лепка из пластилина шахматных фигур
Дети
Март
детский сад № 1889
Продуктивная деятельность: рисование шахматных фигур
Дети
Март
детский сад № 1889
Участие в турнире «Юные звёзды Москвы»
Дети
Апрель
Успенский лицей
Мастер-класс (сеанс одновременной игры на 15-досках)
Дети, родители, Зоя Арнацкая
Май
детский сад № 1889
3 ЭТАП - ИТОГОВЫЙ
Выпечка своими руками «Волшебные шахматы»
(из солёного и песочного теста)
Дети, педагоги
Май
детский сад № 1889
Оформление фотоальбома
Дети, педагоги
Июнь
детский сад № 1889
Шахматный бал:
- Презентация «Маленькие гении»
- Выставка детских работ
- Конкурс чтецов
- Театрализованное представление
«В гостях у Каиссы»
- Вручение квалификационных
книжек шахматиста и подарков
Дети, педагоги, Зоя Арнацкая
Июнь
детский сад № 1889
СОДЕРЖАНИЕ ПРОЕКТА
Вырастить здорового ребенка – значит создать все условия для его нормального роста и разностороннего гармоничного развития.
Здоровые дети характеризуются, прежде всего, соответствующим возрасту физическим, интеллектуальным, эмоционально-волевым, нравственным и социальным развитием. И для успешного развития дошкольников в нашем детском саду реализуется проект «ДЕТСКИЙ САД И СПОРТ».
На этапе определения темы проекта нами был выявлен интерес детей и родителей к обучению игре в шахматы. Идя навстречу пожеланиям родителей, нами была найдена возможность знакомства и сотрудничества со знаменитым спортсменом-шахматистом.
Зоя Арнацкая – член юношеской сборной РФ по шахматам; победительница Международных турниров среди юношей и девушек до 18 лет; неоднократная чемпионка республики Коми, участница первенств России, Европы.
Работая над данным проектом основной акцент, мы делали на развитии интеллектуальных способностей детей. Проводимая работа стала эффективной при активном взаимодействии с родителями. С их помощью были куплены методические пособия, рабочие тетради и наборы шахмат. Воспитатели старшей и подготовительной групп реализовали основной и итоговый этапы проекта в группах.
Работа началась с теоретической подготовки. Была подобрана разного рода информация из энциклопедий: история появления шахмат, сведения о знаменитых шахматистах, интересные истории из шахматных турниров и др. Дети с огромным интересом слушали сказку Н. Ярошенко «Шахматное королевство» http://www.proza.ru/2012/07/22/544. И завершить наш проект мы решили театрализованным представлением.
Знакомство с шахматами началось с привлечения детей к продуктивной деятельности: аппликации, лепке и рисованию шахматных фигур. Все это способствовало закреплению знаний детьми названий фигур. А после встречи с Зоей Арнацкой у дошкольников возрос интерес к этой увлекательной игре. На встрече с чемпионкой ребята внимательно слушали рассказы о ее победах и достижениях. Они задавали ей множество вопросов. Детей интересовало буквально все: и во сколько лет она научилась играть в шахматы, с каким из известных шахматистов она играла, чем она увлекается помимо шахмат, какие животные у нее есть дома.
Практическая часть проекта особого затруднения у педагогов не вызвала. С помощью упражнений в рабочих тетрадях дети быстро выучили правила игры. И уже на шахматных досках отрабатывали свои навыки в играх с реальными партнерами.
Ярким событием в жизни воспитанников детского сада стал мастер-класс, проведенный Зоей Арнацкой. В организации данного мероприятия большую заинтересованность проявили не только дети, но и их родители, а также бабушки и дедушки, которые выразили чемпионке огромную благодарность за помощь в реализации проекта.
На завершающем этапе проекта нами был организован фееричный шахматный бал, сопровождавшийся демонстрацией презентации «Маленькие гении». В основу сюжета бала легло театрализованное представление «В гостях у Каиссы». Итогом проекта стало вручение участникам квалификационных книжек шахматиста.
Данный проект помог педагогическому коллективу привлечь интерес детей и родителей данному виду спорта. Так что, уважаемые коллеги, если вы хотите, чтобы ваши воспитанники были не просто красивыми и умными, но и научились логически мыслить, то познакомьте их с этой игрой. Шахматы для ребенка – это увлекательное соревнование, в котором надо не просто победить, но и доказать свою победу.
Эффективность проекта
Реализация проекта позволила
ДЕТЯМ:
- улучшить эмоциональное и психофизическое состояние здоровья;
- расширить кругозор, путём введения определённых слов спортивной лексики в практику общения;
- приблизиться к историческому наследию достижений спортсменов своей Родины;
- повысить интерес к игре в шахматы, которая помогает стать более уверенными в себе, целеустремленными;
- развить умение рассуждать, выдвигать объяснения, концентрировать внимание;
РОДИТЕЛЯМ:
- улучшить психологический климат в семье, на основе формирования единства интересов, всех ее членов;
- повысить заинтересованность членов семьи к игре в шахматы в условиях семейной педагогики;
- приобщать своих детей к занятиям спортом.
ПЕДАГОГАМ:
- создать условия для комфортного пребывания детей и их родителей в дошкольном учреждении;
- принять активное участие в проектной деятельности;
- повысить компетентность сотрудников образовательного учреждения в вопросах игры в шахматы.
Прохорова Н Наталья Валерьевна,
воспитатель по физической культуре,
Арнацкая Татьяна Васильевна,
воспитатель,
ГБОУ детский сад № 1889,
г. Москва.